Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Проекты и исследования

В мир науки – на мотоцикле

Сфокусируем внимание на принципиальных трудностях, существующих в образовательных учреждениях при организации и осуществлении проектно-исследовательской деятельности, а также, основываясь на накопленном опыте работы школьного научного общества, определим перспективы работы по их разрешению.

Истина – это то, что выдерживает проверку опытом.

Альберт Эйнштейн

Планомерная борьба

Основное препятствие возникает тогда, когда работа в школах осуществляется формально. Как следствие – психологическая неподготовленность и отсутствие инициативы к руководству проектами (исследованиями) учащихся. Перечислим и другие проблемы организации проектной и исследовательской деятельности:

  • трудности применения учащимися имеющихся теоретических знаний в проектно-исследовательской деятельности;

  • отсутствие систематического применения методов экспериментального исследования в учебной деятельности;

  • доминирование докладов и рефератов, которые не способствуют решению истинно исследовательских задач;

  • учебная загруженность и невозможность сконцентрироваться на определенном виде деятельности не позволяют всем учащимся в полной мере заниматься действительно продуктивным трудом;

  • отсутствие целенаправленной методической работы по формированию структурированной и логически непротиворечивой исследовательской деятельности.

В нашем учебном учреждении некоторые из этих проблем тоже существуют, и школьное научное общество совместно с администрацией и методическими объединениями ведут с ними планомерную борьбу.

Что входит в систему работы по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?

Во-первых…

Все учащиеся 2-й и 3-й ступеней обучения изучают элективный курс (преподавание ведется в рамках основного расписания), в течение которого выстраивают логическую цепочку научного исследования – от определения проблемы до публичной презентации ее решения, а затем выступают авторами проектов или исследований. Забегая вперед, следует отметить, что дети год от года приобретают значительный опыт, который помогает им в учебе в школе и впоследствии в высших учебных заведениях.

Методологическую основу элективного курса составляют материалы книги «Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию». Ее авторами являются педагогические работники НОУ СОШ «Росинка».

В таблице 1 представлена программа электива по организации работы с проектом или исследованием для учащихся 6–9-х классов. Количество часов, отводимое на изучение тем, варьируется от 25-ти до 34-х в год в зависимости от того, в каком состоянии находится проектно-исследовательская деятельность в конкретном ОУ. Учащиеся, имеющие опыт написания проектов, могут участвовать в реализации программы данного элективного курса в формате консультаций.

Таблица 1

Программа элективного курса «Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию»

№ занятия

Тема программы

1

Требования к выбору и формулировке темы проекта (исследования). Определение проблемы как начало исследования

2

Актуальность и практическая значимость исследования

3

Объект и предмет исследования

4

Определение цели и задач исследования

5

Формулировка гипотезы исследования

6

Определение методов исследования

7

Планирование исследования (работа над циклограммой)

8

Работа над паспортом проекта

9

Композиция проектной работы и планирование ее содержания

10

Правила написания введения

11

Виды обобщения и структурирования информации

12

Библиографическое описание

13

Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных. Паспорт экспериментального исследования

14

Написание заключения. Оформление работы и подготовка приложений

15

Тезисы и рецензия. Основные правила написания

16

Основные подходы к составлению защитной речи

17

Презентация проекта и исследования

Учащимся 5-го класса предлагается программа элективного курса, соответствующая уровню сформированности у них учебно-познавательной компетентности. Проектная деятельность для пятиклассников дело не новое. В нашем учебном заведении существует преемственность в проектно-исследовательской деятельности, и с данным видом творчества ученики начальной школы знакомятся уже во 2-м классе. В 2007/2008 учебном году ученики 2–4-х классов представили на школьную конференцию 12 проектов. Руководителями являются внимательные, чуткие и опытные педагоги начальной школы, а также инициативные родители.

Во-вторых…

Практически все педагогические работники руководят проектами или исследованиями учащихся либо являются консультантами проектных работ. В прошлом учебном году учащиеся средней и старшей школы презентовали и защитили на школьной конференции более 40 самых разнообразных проектов, 19 из них получили рекомендации совета ШНО для выступления на Конференции проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений г. Москвы «Think global – act local!» («Думай глобально – действуй локально!»). В таблице 2 содержится информация о темах, авторах и руководителях проектов (исследований). Работы, выделенные шрифтом, получили высшие награды конференции.

Таблица 2

Темы проектов (исследований) учащихся 5 –11-х классов НОУ СОШ «Росинка»

Класс

Тема работы

Руководитель

1

5

Солнечные лучи и здоровье человека

Воспитатель

2

5

Мифологические образы в изобразительном искусстве

Учитель изобразительного искусства

3

5

Применение комбинаторики в играх

Учитель математики

4

5

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Педагог-психолог

5

5

Что ели люди 100 лет назад, и что мы едим сейчас. Качество продуктов питания и здоровье человека

Воспитатель

6

5

Сравнительные характеристики способов добычи нефти 100 лет назад и в настоящее время

Учитель химии

7

6

Собака: друг или враг человека

Воспитатель

8

6

В мире графов и лабиринтов

Учитель математики

9

6

У войны не детское лицо

Воспитатель

10

6

Олимпийское движение в современном мире

Учитель физкультуры

11

6

Почему Лондон стал столицей Великобритании?

Учитель английского языка

12

6

Как сказка превратилась в быль, а быль стала сказкой (жанровое своеобразие повести Пришвина «Кладовая солнца»)

Учитель русского языка и литературы

13

6

Традиции изготовления русской игрушки

Учитель информатики

14

7

Религиозные войны: взгляд в прошлое и будущее

Учитель истории

15

7

Необходимость физического развития для человека

Воспитатель

16

7

Три «подарка» человека самому себе: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект

Учитель географии

17

7

Франция-Россия. Диалог культур в мире моды

Учитель французского языка

18

7

Вклад деятелей культуры в победу в Великой Отечественной войне

Учитель МХК

19

7

Диффузия в живой природе. Влияние явления диффузии на жизнедеятельность растений и животных

Учитель физики

20

7

Культура использования бытовой химии

Учитель химии

21

7

Комбинаторика вчера, сегодня, завтра

Учитель математики

22

7

Байкал – жемчужина России. Экологические проблемы озера

Учитель географии

23

7

Поиск информации в сети Интернет: как правильно и быстро найти нужную информацию

Воспитатель

24

7

История успеха легендарного мотоцикла «Харлей-Дэвидсон»

Учитель физики

25

7

Вредные привычки и их влияние на организм человека

Воспитатель

26

7

Реклама в сети Интернет: вред и польза

Учитель информатики

27

7

Героические достижения в исследовании Северного полюса

Учитель географии

28

8

Становление и развитие атрибутов государственной власти в России и Великобритании на примере Кремлевского (Президентского) и Королевского Гвардейского полков

Учитель английского языка

29

8

Язык жестов – путь к успеху

Учитель-дефектолог

30

8

Костюм как знаковая система

Учитель-дефектолог

31

8

Компьютер и растения. Влияние излучения компьютера на растения

Учитель физики

32

8

Различие русских и английских пословиц и шуток

Учитель английского языка

33

8

Исчезающие виды животных России

Учитель географии

34

9

Феномен популярности Команданте Че. Последний романтик революции

Учитель истории

35

9

Генетика: наследственные признаки человека

Учитель биологии

36

9

Футбольный клуб «Спартак»: история создания и развитие

Учитель физической культуры

37

9

Правильный выбор зубной пасты – один из основных факторов здоровых зубов

Учитель химии

38

10

Роль социальной рекламы в формировании национальной идеи

Учитель английского языка

39

10

Тригонометрия и ее геометрическая интерпретация

Учитель математики

40

11

Москва и москвичи в изображении Шмелева

Учитель русского языка и литературы

41

11

История русской эмиграции во Франции, французской – в России

Учитель французского языка

В-третьих…

Для авторов и руководителей проектов и исследований совет ШНО систематически организует консультации и обучающие семинары. Практически каждый педсовет сопровождается организационно-деятельностными играми, методическими семинарами, целью которых является повышение качества руководства проектами и исследованиями учащихся.

К примеру, администрация школы, совет ШНО совместно с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета (наша школа является экспериментальной площадкой МПГУ) организовали и провели педагогический совет «Годовой цикл осуществления и консультирования проектной и исследовательской деятельности учащихся». Он проходил в течение трех дней с использованием приемов коллективной мыследеятельности.

На нем обсудили и утвердили нормативные документы, смоделировали годовой цикл работы, что способствовало формированию психологической и методической готовности новых педагогов школы выступать в качестве научных руководителей и консультантов проектов и учебных исследований, а также «выращиванию» общешкольных ценностей в этой области.

Практические итоги данного педсовета трудно переоценить. Перечислим главное:

а) актуализация необходимой нормативной информации по внутришкольному управлению, научному руководству и консультированию проектной и исследовательской деятельности учащихся;

б) инициирование пополнения банка перспективных тем проектов и учебных исследований;

в) создание коммуникативной среды для обмена опытом между учителями школы по научному руководству и консультированию проектной и исследовательской деятельности учащихся.

А ТАКЖЕ…

С опытом организации проектной и исследовательской деятельности вы можете ознакомиться на официальном сайте НОУ СОШ «Росинка» www.rosinka-school.ru.

В-четвертых…

При организации проектно-исследовательской деятельности совет школьного научного общества руководствуется методом уровневой дифференциации. Он предоставляет всем учащимся возможность выбора вида проекта в соответствии с уровнем сформированности учебно-познавательной компетентности, интересами и индивидуальными особенностями.

Дети с недостаточным уровнем сформированности умений самостоятельно перерабатывать источники информации и использовать методы теоретического и эмпирического исследований не освобождаются от проектной деятельности. Напротив, им предлагается включиться в работу по написанию информационного проекта, или же ученики работают над проектом в группе учащихся, где каждому отводится определенная роль. Например, учащийся 7-го класса Евгений мог с успехом выполнить работу по проекту в пределах любой предметной области, так как обладает достаточно высоким уровнем (соответствующим его возрасту) сформированности учебно-познавательной компетентности. И он выбрал тему «История успеха легендарного мотоцикла “Харлей-Дэвидсон”» (см. Приложение).

Это межпредметый, информационный проект с элементами исследования в рамках таких полярных предметных областей, как история и физика. Получилась интересная работа, заслужившая положительные оценки школьного научного общества. Продукт проекта – статья, опубликованная в школьной стенгазете, – вызвала у учащихся неподдельный интерес и дополнительную мотивацию к занятию проектно-исследовательской деятельностью.

Затрудняющимся в выборе вида проекта предлагаются темы из банка данных тем проектных работ и учебных исследований ШНО. Так, Магомеду и Валерию, ученикам 7-го класса, совет ШНО предложил тему «Влияние явления диффузии на жизнедеятельность растений и животных» – натуралистический проект, с работой над которым ребята успешно справились.

Информационный проект – это базовый уровень. Авторы проектов, которые уже уверенно владеют методами экспериментального исследования, выполняют исследовательскую работу, по структуре напоминающую подлинно научное исследование. На этом уровне, условно называемом продвинутым, была выполнена работа учащегося 8-го класса «Влияние излучения компьютера на растения».

Метод уровневой дифференциации (не путать с технологией уровневой дифференциации в обучении!) позволяет привлечь всех учащихся к проектно-исследовательской деятельности, стимулировать у них исследовательское начало и установить коллегиальные отношения между автором и руководителем.

Важным элементом в системе организации проектно-исследовательской деятельности является циклограмма работы над проектом или исследованием, показывающая учащимся – авторам проектов – вектор планомерной работы. Этапы данной циклограммы соотнесены с программой преподавания элективного курса и датой проведения Конференции проектных и исследовательских работ учащихся «Думай глобально – действуй локально!» (см. таблицу 3).

Таблица 3

Циклограмма работы над проектом (исследованием)

Сроки

Содержание

Участники, ответственные

1

Апрель

Выбор темы, определение проблемы, обоснование актуальности и практической значимости. Оформление заявки, паспорта проектной (исследовательской) работы. Определение руководителя работы

Автор работы

2

3-я неделя мая

Представление паспортов, оглавления и введения к работе (в печатном виде) на заседании совета научного общества школы

Автор совместно с руководителем

3

Июнь – сентябрь

Работа над проектом или исследованием: изучение источников информации, написание одной главы с выводами

Автор, руководитель работы

4

4-я неделя сентября

Представление выполненной работы в электронном виде по проекту или исследованию на элективном курсе: титульный лист, оглавление, введение и список источников информации. Зачет

Автор, руководитель работы

5

4-я неделя сентября

Представление одной главы в электронном виде на совете ШНО

Автор, руководитель работы

6

1-я неделя октября

Представление паспорта проведения эксперимента на элективном курсе. Зачет

Автор, руководитель работы

7

Октябрь

Проведение эксперимента или исследования, его описание во 2-ой главе

Автор, руководитель работы

8

3-я неделя ноября

Представление выполненной работы в электронном виде по проекту или исследованию на заседании совета научного общества: глава 2 – описание эксперимента или исследования
с выводами

Автор, руководитель работы

9

1-я неделя декабря

Представление выполненной работы по проекту или исследованию в электронном виде на заседании совета научного общества: заключение и приложения

Автор, руководитель работы

10

3-я неделя декабря

Представление тезисов и рецензии на школьную конференцию в электронном виде

Автор, руководитель работы

11

Январь

Подготовка защитной речи и презентация работы

Автор, руководитель работы

12

Последняя неделя января

Школьная конференция. Защита работы автором

Автор работы

13

28 февраля

Участие во Всероссийской конференции проектных и исследовательских работ учащихся «Думай глобально – действуй локально!». (По решению Совета школьного научного общества)

Автор, руководитель работы

14

Март

Подведение итогов проектной и исследовательской работы
в школе на заседании научного общества

Автор, руководитель работы, совет ШНО

Для учащихся 5-го класса в данную циклограмму внесены изменения по срокам работы над проектом, так как пятиклассники начинают проектную деятельность в сентябре. В школах, в которых система работы учащихся над проектами и исследованиями еще не сложилась (или отсутствует), преподавание элективного курса по организации проектно-исследовательской деятельности и реализацию вышеуказанной циклограммы можно осуществлять в рамках одной параллели или класса.

Когда Интернет не во благо…

Руководитель школьного научного общества сталкивается с трудностями, связанными, как правило, с низким уровнем сформированности учебно-познавательной компетентности у учащихся. Этим объясняются и психологическая неподготовленность учащихся к данному виду деятельности, и трудность, связанная с дефицитом времени. Так как весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время, то главная загвоздка состоит в создании условий, при которых соблюдается баланс между учебной загруженностью и внеучебной, строго реализуется циклограмма работы над проектом (исследованием).

В противном случае планомерная работа над проектом заменяется работой с ресурсами Интернета, что является дискредитацией проектно-исследовательской деятельности и неминуемо приводит к снижению качества проекта.

Чтобы преодолеть эту и другие трудности, руководителю ШНО необходимо проводить согласованную политику со всеми ответственными сторонами и участниками, способствовать установлению атмосферы сотрудничества и делового контакта между автором и руководителем проекта.

…Возможно, коллеги не найдут в данной статье ответы на все интересующие вопросы. Наш опыт носит рекомендательный характер. Если эти рекомендации (по сути, азбучные истины) побудят вас искать свои собственные версии решений, то цель статьи достигнута.

Школьное научное общество НОУ СОШ «Росинка» не только делится своими наработками, но и приветствует открытые дискуссии. С интересом рассмотрим предложения по улучшению данного вида деятельности учащихся. Для себя мы сделали один важный вывод: только после того, как в образовательном учреждении создано прочное основание здания проектно-исследовательской деятельности учащихся, школьное научное общество может приступать к возведению его верхних этажей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

История успеха
легендарного мотоцикла Harley-Davidson («Харлей-Дэвидсон»)

Автор – Евгений Горовой, учащийся 7-го класса.

Руководитель проекта – Соломон Рувинович Гилядов, учитель физики.

Данная проектная работа лежит в области физики, истории и экономики и посвящена истории создания и развития мотоцикла «Харлей-Дэвидсон».

Цель исследования состоит в выявлении причин успеха мотоцикла «Харлей-Дэвидсон».

Объектом исследования является мотоцикл «Харлей-Дэвидсон».

Предмет исследования – причины успеха мотоцикла «Харлей-Дэвидсон».

Гипотеза исследования: успех и популярность мотоцикла есть следствие совокупности причин, в числе которых:

– качество и надежность мотоцикла;

– преемственность в руководстве компанией;

– индивидуальность и уникальность мотоцикла.

В качестве базы проведения исследования в ходе реализации данного проекта изучался и анализировался материал из различных источников информации.

Задачи исследования:

– изучить и проанализировать информацию об истории создания и развития мотоцикла «Харлей-Дэвидсон»;

– установить причины, повлиявшие на грандиозный успех;

– написать статью, содержащую выводы о причинах успеха легендарного мотоцикла.

Теоретическую основу исследования составляют источники информации об истории создания мотоцикла «Харлей-Дэвидсон».

Основные выводы проектной работы: успешность более чем векового существования мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» есть следствие совокупности причин, в числе которых:

  • личностные качества Уильяма Харлея и братьев Дэвидсон, их энтузиазм и целеустремленность;

  • качество и надежность;

  • преемственность в руководстве компанией;

  • индивидуальность и уникальность мотоцикла;

  • пропаганда мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» в средствах массовой информации и культуры;

  • хорошие связи в правительстве США и государственные заказы со стороны правительственных структур;

  • техническая и коммерческая политика руководства компании «Харлей-Дэвидсон Мотор».

Практическим результатом данной проектной работы явилась статья, посвященная рассмотрению причин успеха легендарного мотоцикла «Харлей-Дэвидсон». Материалы проекта могут быть использованы на уроках истории, физики, экономики.

Рейтинг@Mail.ru