Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

Личное дело

Наука о человеке

Каким учебным программам отдать предпочтение? Как помочь молодому специалисту в проведении внеклассных мероприятий?  О чем следует говорить на первом собрании родителей первоклассников? На эти и многие другие вопросы приходится отвечать всем участникам образовательного процесса: и педагогам, и классным руководителям, и директору школы.

Как-то само собой разумеется, что в поисках ответа на них мы обращаемся к методическим пособиям современных авторов. При этом имена педагогов-классиков у нас ассоциируются со студенческими конспектами и парадными цитатами. Безусловно, в работах Ушинского и Толстого мы вряд ли найдем конкретные рекомендации по частным педагогическим вопросам, тем более связанным с реалиями современной жизни. Однако оказывается, что их размышления по таким принципиальным проблемам как назначение школы, цели и ценности образования не только помогают решению конкретных задач, но и выступают надежным основанием в становлении самостоятельной профессиональной позиции, в обретении веры в собственные силы. Это справедливо по отношению ко всем аспектам образования, но особенно касается вопросов воспитания.

К числу великих педагогов прошлого принадлежит польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878-1942), всей своей жизнью доказавший верность идеалам воспитания и бесконечную преданность Ребенку.

Этим летом исполнилось 130 лет со дня рождения Януша Корчака – это событие в педагогическом сообществе осталось почти незамеченным.

У нас есть возможность отчасти восполнить упущенное, проведя воображаемую беседу с автором книги «Как любить ребенка». Зададим ему вопросы и отыщем ответы на них в его трудах.

– Что такое педагогика?

– Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

…Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…

Не достигшие зрелости!

– Зачем существует школа?

– Задача средней школы – не обучение, а развитие детей, не забивание голов бесполезным балластом, а подготовка их к жизни, в которую они должны вступить как зрелые люди. Разве не комичен факт, что патент на зрелость школа выдает на основе того, что ученик разбирается в логарифмах и умеет объяснить явление затмения луны? Зрелый человек тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и к истории человечества, и поступает согласно этому.

– Каково Ваше отношение к такому распространенному мнению, что школа призвана учить, а родители воспитывать?

– «Задача школы – обучать, семьи – воспитывать» – вот одна из банальнейших фраз, взлелеянных двуличными сторонниками школы вне времени и пространства, школы, которая служила бы только чистой науке, без какой-либо политической окраски, иными словами – школы на Луне.

Такая позиция, надо признать, очень удобна, но безусловно лжива; уже давно пора бы знать, что мозг и сердце не два отдельных ящичка, мешочка или сусека, из которых один – склад приобретенных сведений, а другой – оранжерея привитых достоинств характера. Школа и учит, и воспитывает.

…Еще одно: школа …в принудительном порядке воспитывает родителей.

– Каково соотношение теории и практики воспитания?

– Благодаря теории – я знаю, а благодаря практике – я чувствую. Теория обогащает интеллект, практика расцвечивает чувство, тренирует волю.

…Практика – это мое прошлое, моя жизнь, сумма субъективных переживаний, память былых неудач, разочарований, поражений, побед и триумфов, отрицательных и положительных эмоций. Практика недоверчиво проверяет и обличает, стараясь уличить теорию во лжи, найти ошибку.

…когда человек после многих лет труда, напряжения мысли и тяжелого опыта …с удивлением видит, что ничего нового нет, все это уже давно было сказано теорией, а им давно прочтено, да и слышал он, знал, а теперь, сверх того, благодаря практике, он это и прочувствовал.

Кто видит только различие между теорией и практикой, тот не дорос эмоционально до уровня современной теории. Тот должен больше учиться у жизни, а не по книжкам с их шрифтами. Тому недостает не готовых рецептов, а душевной, тяжелым трудом добытой способности чувствовать истину – сродняться с правдой теории.

МЫСЛИ

Правила жизни, или
Ответ на поперечные мысли детей

Один мальчик сказал:

– Много у нас, у ребят, огорчений оттого, что мы не знаем, как правильно жить. Иногда взрослые объяснят спокойно, а больше сердятся. И понять трудно, и спросить нельзя. И в голову лезут разные поперечные мысли.

Тогда Я.Корчак взял лист бумаги и написал: «Правила жизни».

Не завидовать.
Не досадовать на себя.
Не падать духом, упорно стремиться к цели.
Быть дисциплинированным, всегда выполнять свои обязанности.
Не будь трусом, имей мужество прямо заявить, что не хочешь.
Не стесняйся и проси помощи, если сам не справляешься.
Быть искренним. Не обращать внимания на разные подковырки. Если я что-то люблю, говорю: «люблю».

– Что является самым главным в работе педагога?

– Самое главное, я полагаю – трезво оценивая факты, воспитатель должен уметь:

Любого в любом случае целиком простить.

Все понимать – это все прощать.

Воспитатель, вынужденный брюзжать, ворчать, кричать, отчитывать, угрожать, карать, – должен в душе, для самого себя, снисходительно отнестись к любому проступку, упущению и вине. Ребенок провинился, потому что не знал; не подумал; не устоял перед соблазном, подговариваем; пробовал; не мог по-другому.

…Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребенка за то, что он есть то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь.

…Но как тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный. Не какой он будет, а какой он есть сегодня. …Ребенок знает, угадывает важность своей недоразвитости. …Каким сильным моральным двигателем в его …взрослой жизни будет воспоминание подчас лишь об одном этом человеке, кто к нему хорошо относился и в ком он не обманулся. Познал его, знал и, несмотря на это, продолжал любить. Он – воспитатель.

Надо верить, что ребенок не может быть грязным, а лишь запачканным.

…Я не требую от детей исправления, а отрабатываю их поступки. Жизнь – это арена: бывают более удачные или менее удачные моменты. Оценивается не человек, а действия.

– А если ребенок обманул, украл, обидел?

– Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть.

Если ребенку ни разу не представился случай выковырять из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает.

…Позволь детям ошибаться и радостно стремиться к исправлению.

Детям хочется смеяться, бегать, шалить. Воспитатель! Если для тебя жизнь – кладбище, позволь им в ней видеть лужайку.

…Всякий раз, впадая в тон монастырского колокола, я делал ошибку.

…Да и может ли обойтись любовь к правде без знания дорог, которыми ходит кривда? Разве ты желаешь, чтобы отрезвление пришло внезапно, когда жизнь кулаком хама смажет по идеалам?..

Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитывать людей, а не овечек, работников, не проповедников: в здоровом теле здоровый дух. А здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой. Я желаю, чтобы лицемерие обвинило меня в безнравственности!

Памятник Я.Корчаку в Польше

– Как педагогу следует выразить свое негативное отношение к поступку ребенка? Как Вы относитесь к наказаниям?

– Чем выше интеллектуальный и культурный уровень персонала, тем меньше, тем справедливее, тем разумнее, а значит, мягче наказание.

Чем больше поощрений, тем меньше наказаний.

…должны существовать правила, регулирующие общежитие коллектива, должна существовать обязанность сотрудничать и подчиняться существующим предписаниям и запретам.

…Меньше всего наказаний там, где в здоровом физически и нравственно обществе у ребенка имеются благоприятные условия существования и развития – широкое поле для выхода энергии, проявления инициативы и для творчества, где ребенку обеспечено право на движение, еду, тепло, труд, лечение, игры и взрыв радости. Где персонал, довольный условиями труда, хочет и умеет организовать, советовать, помогать и совместно с детьми руководить. Где лишение ребенка одного из многих развлечений и сверхпрограммных привилегий не изводит ребенка и не раздражает, а настораживает и усиливает желание исправиться.

– Как Вы относитесь к провинившимся детям?

– Не сам поступок, а побуждение характеризует нравственный облик и потенциальные возможности ребенка.

– Что способствует формированию убеждений ребенка?

– Папа, у которого много работы, мама, у которой болит голова, усталый воспитатель – все это может тронуть раз или несколько раз; если же это постоянно – утомит, надоест, будет злить. Мы можем запугать детей так, что при первой же нашей гримасе боли или выражении неудовольствия они начнут говорить шепотом и ходить на цыпочках, но будут делать это нехотя, с перепугу, а не из чувства привязанности.

А разве мы, взрослые, всегда готовы уступать капризам, причудам и достопочтенным взглядам старцев?

Я думаю, многие дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что ее безустанно внушают, перекармливая хорошими словами. Пусть ребенок сам открывает необходимость, красоту и сладость альтруизма.

– Нужно ли разговаривать с детьми о деньгах или можно положиться на то, что со временем ребенок сам разберется и научится решать денежные проблемы?

– Почему мы не должны, и как можно раньше, научить ребенка понимать, что такое деньги и плата за труд, чтобы ребенок знал цену независимости, которую дает заработок; чтобы ребенок знал плохие и хорошие стороны владения собственностью? Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей; а объявись несколько самородков, горе им, если они не будут уметь считать. Ибо деньги дают все, кроме счастья; нет, дают даже и счастье, и разум, и нравственность. Но ты покажи ребенку, что деньги приносят и несчастье, и болезни, и лишают рассудка. Пусть ребенок на заработанные им деньги объестся мороженым, и пусть у него заболит живот; пусть он из-за гривенника поссорится с товарищем; пусть проиграет, потеряет, пусть у него их украдут; пусть и пожалеет, что купил, пусть польстится на доходное дежурство и убедится, что не стоило; пусть оплатит причиненный им ущерб.

– Когда следует разговаривать с детьми на другие «взрослые» темы?

– Ребенок, который сперва радостно скользит по поверхности жизни, не зная ее мрачных глубин, коварных течений, скрытых чудищ и затаившихся вражеских сил, доверчивый, очарованный, улыбаясь красочной новизне, вдруг пробуждается от голубого полусна…

Пьяный еле держится на ногах, слепой нащупывает посохом дорогу, эпилептик падает на тротуар, вора ведут, лошадь подыхает, петуха режут….

Отец говорит сердитым голосом, а мама плачет, плачет… Дядя поцеловал прислугу, та ему в ответ погрозила, и они улыбаются и смотрят друг другу в глаза.

…Взрослые что-то знают, что-то скрывают.

…Смерть, животные, деньги, правда, Бог, женщина, ум – во всем как бы фальшь, дрянная загадка, дурная тайна. Почему взрослые не хотят сказать, как это на самом деле?

…Ребенок хочет, чтобы с ним обходились серьезно, требует доверия, советов и указаний. Мы же относимся к нему шутливо, безустанно подозреваем, отталкиваем непониманием, отказываем в помощи.

– Относится ли все сказанное к проблеме отношений мальчиков и девочек?

– Трудная проблема, но тем неразумнее беспечность, когда дитя ничего не знает, и недовольство, когда о чем-то догадывается.

Не затем ли мы грубо отталкиваем его всякий раз, когда его вопрос вторгается в запретную область, чтобы не отваживался обращаться к нам в будущем, когда начнет не только предчувствовать, но и чувствовать?

Любовь. Ее арендовало искусство, приделало крылья, а поверх них натянуло смирительную рубашку и попеременно преклоняло колени и давало в морду, сажало на трон и велело на перекрестке завлекать прохожих – совершало тысячи нелепостей обожания и посрамления.

…И вышло, что любовь в общем грязна и сумасбродна и всегда подозрительна и смешна. Достойна уважения лишь привязанность, которая всегда приходит после совместного рождения законного ребенка.

…Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы тем самым преждевременный разврат?

МЫСЛИ

Правила жизни, или
Как стать хозяином самому себе

Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.
Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним.
Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.
Не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть.
Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей…

– Хорошо известно, что дети, особенно подростки, дорожат мнением сверстников и потому не всегда готовы жить в соответствии с собственными устремлениями. Что бы Вы могли им пожелать?

– Каждый должен дорожить товарищем. Но не надо и заискивать, стараться подольститься. И не следует огорчаться, если кроме доброжелателей найдется недоброжелатель: не все всегда обязаны тебя лишь любить.

– Вам приходилось общаться с разными детьми. Чем они отличаются?

– Теоретик делит детей на категории согласно темпераментам, типам интеллекта и склонностям. Практик знает прежде всего детей «удобных» и «неудобных»: обычных, с которыми не приходится возиться, и исключительных, на которых идет уйма времени.

«Неудобные» дети: самый младший, ниже обычного возраста; самый старший, критически настроенный и своенравный; вялый, несобранный и хилый; и горячий, настырный.

…Ребенок, который поминутно обращается к тебе с вопросами, жалуется, требует, плачет, клянчит, который не любит общества других детей и назойливо тянется к тебе, вечно чего-нибудь не знает, что-нибудь да просит, в чем-либо нуждается, хочет сказать что-то важное.

…Ребенок впечатлительный и капризный, которому больно от пустяшного замечания, хмурого взгляда, для которого холодное безразличие – наказание.

Симпатичный шалунишка, который заткнет тебе камешком умывальник, покатается на дверях, открутит кран, отвинтит звонок, запачкает стену синим карандашом… Убийственно изобретательный и неутомимый.

Вот похитители твоего времени, тираны твоего терпения, ферменты твоей совести. Ты борешься с ними, а знаешь, что это не их вина.

– Должен ли педагог заботиться о будущем ребенка, отвечает ли он за его поступки во взрослой жизни?

– Воспитатель не обязан брать на себя ответственность за далекое будущее, но он целиком отвечает за сегодняшний день. Я знаю, фраза эта вызовет возражение. Обычно считают как раз наоборот, по моему убеждению ошибочно, если искренне. Но искренне ли? А, может, и лживо? Удобнее отсрочивать ответственность, перенести ее на туманное завтра, чем уже сегодня – отчитываться о каждом часе. Косвенно воспитатель отвечает и за будущее перед обществом, но непосредственно, в первую очередь он отвечает за настоящее перед воспитанником.

– Назовите, пожалуйста, Ваш главный жизненный принцип в отношениях с людьми.

– Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, умен, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

– Какое напутствие Вы можете дать начинающему педагогу?

– Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник – волшебная молодость, а ты призываешь брюзгу – дряхлый опыт.

– Как стать степенным, зрелым воспитателем?

– Наивно мнение молодого воспитателя, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он …не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей. …Воспитатель, работая над пониманием человека – ребенка и над пониманием общества – группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается. Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания – и я требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок и поучает. И воспитывает. Ребенок для воспитателя – книга природы; читая ее, он созревает.

…Дети вознаграждают воспитателя, но они и отчитывают, и наказывают; мирятся, забывают или сознательно прощают – и мстят. Станут травить, высмеют, нарушат покой, взбунтуют вспыльчивого или подставят глупенького. Упорно добиваются: будь образцом. Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример. Не слова, а дела. Перед воспитателем дилемма: и он или вступает в тяжелую, трудную борьбу, которой конца не видно, со своим несовершенством, или – это удобнее – предает теорию анафеме.

…Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений ты поднимешься на высшую ступень понимания языка шепота, улыбки, взгляда, жеста – слез раскаяния или слез бессилия ребенка.

Вместо заключения

С Янушем Корчаком можно соглашаться или спорить, ему можно возражать или, наоборот, прочитать его мысли как свои собственные, но самое главное другое: его идеи не могут оставить равнодушным. Сказанное им заставляет задуматься о детях – «чужих» и своих, о школе и своем месте в ней, о том, как можно относиться к «похитителям времени и тиранам терпения» с пользой для них и удовлетворением для себя. А это, во-первых, само по себе очень немало, а, во-вторых, согласуется с написанным Корчаком: «Всякий раз, когда отложив книгу, ты начинаешь раздумывать, книга достигла цели».

Статья подготовлена при поддержке компании «Альфа-союз». Если Вы решили приобрести качественный и надежный металлопрокат, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Альфа-союз». Перейдя по ссылке: «Лист бронзовый», вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить черный, цветной и нержавеющий металлопрокат по выгодным ценам. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.Alfa-Sous.Ru.

Рейтинг@Mail.ru