Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2008

Профильное обучение

«Директора пускают нас неохотно»

Почему в школах не жалуют специалистов по профориентации?

Целенаправленной деятельностью по подготовке ученика к обоснованному выбору будущей профессии, на первый взгляд, всегда занимались и продолжают заниматься. Однако ситуация далеко не радужная. Такая работа перестала быть полномасштабной, где-то исчезла в принципе, где-то ведется, но однобоко. В Москве решили озаботиться этой проблемой всерьез, пригласив к сотрудничеству представителей рынка труда, образовательных учреждений, центров профориентации, служб занятости, кадровых агентств и др.

Столичными властями рекомендовано провести целую серию круглых столов. Особый голос на них будут иметь те, кто непосредственно связан с вопросами профориентации подростков. Так, на недавней встрече в Информационно-аналитическом центре Департамента образования не смог сдержать эмоций Михаил Шолохов из Центра социально-психологической адаптации и профориентации «Академический». Говорил начистоту, потому что наболело:

– Я представитель педагогов-психологов, которые напрямую работают со школами. Как говорят в милиции, «на земле». Расскажу о возникающих трудностях.

Сейчас звучат прогнозы, предупреждающие, что через пять-шесть лет заниматься производительным трудом в Москве будет некому. И дело не только в численной недостаточности кадров из-за демографического провала, а в немотивированности, неподготовленности, несориентированности молодого поколения в мире профессий. Другими словами, в настоящее время практически отсутствует профессиональная ориентация школьников.

Где и как она еще проводится?

Во многих школах эти вопросы даже не ставятся. Если в ОУ есть психолог, то в основном он разбирается с проблемами учеников начальной и средней школы, занимается их психологическим развитием, школьной адаптацией. И только в 11-м классе изредка проходят какие-то занятия, игры, тренинги, обычно не имеющие никакой системы.

А по нашему исследованию, 86 процентов 10–11-классников уже выбрали свой путь, и как правило, это вуз (тем более высшее образование сейчас доступно всем и каждому). Есть же смысл ориентировать в профессиях школьников 8–9-х классов. Но их к школьному психологу практически не пускают. И директоров можно понять.

Известно, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. «Молния» сверкнула, когда нас предупреждали о грядущем попадании в глубокую демографическую яму. Мы подумали, придет время – разберемся. И вот грянул гром. Прихожу в этом году в школу и наблюдаю картину: восьмой класс – один, девятого и десятого нет. Директора, естественно, озабочены такой ситуацией. Если у тебя восьмые классы, а дальше – никого, то кто допустит, чтобы детей агитировали после 9-го класса уйти в колледж! Тогда управленцы вообще останутся с одними шестыми классами.

По той же причине и нас, профориентаторов, в школе встречают неохотно. Понимаем ситуацию и не обижаемся. Остается удивляться: то говорилось о том, что качество образования страдает от переполненности учебных заведений, от невозможности индивидуальной работы; теперь другая крайность – образование испытывает неудобства от неполных классов.

Профориентация пока сохранилась в межшкольных учебных комбинатах, но самих МУКов почти не осталось. Раньше на них ложилась основная нагрузка. К сожалению, комбинаты взялись активно реорганизовывать. Например, в центры внешкольной работы, видимо, посчитав, что с профориентацией в нашей стране уже все хорошо и теперь нужно переключиться на досуг детей.

Есть надежда на центры психолого-педагогической помощи, которых в Москве много. Правда, там больше занимаются психологическими нарушениями, но из нескольких десятков – хотя бы четыре являются центрами социально-трудовой адаптации и профориентации. Кстати, реорганизованы они из МУКов, в чем прослеживается логика: межшкольные учебные комбинаты всегда занимались профориентацией, и осталась хорошая база – кабинеты, лаборатории, цеха.

Впрочем, и здесь дела обстоят не слишком. Этим центрам, которым сам Бог велел заниматься профориентацией, в школы часто не пробиться, договор с нами школы заключать не спешат по вышеназванной причине. Основным нашим контингентом становились дети, приходившие на уроки по предмету «Технология» и занятия по различным профилям. Так эту дисциплину разрешили интегрировать в другие предметы, заменять информационными технологиями!

Недавно я был на заседании, посвященном работе с подростками. О проблемах говорили шесть докладчиков. После их выступлений «мэтр» профориентации сказал: «Почему ни в одном из докладов не шла речь о трудовой подготовке?» На это ему ответили: «Что вы опять со своим шитьем и выпиливанием! Сейчас есть компьютеры. Они детей развивают, пусть школьники на них и работают». Причем фраза принадлежала психологу с многолетним стажем, который лучше других знает: именно ручная моторика ведет к развитию детей.

Нельзя не признать, что за дело по налаживанию профориентационной работы в городе уже взялись.

Например, создана и развивается сеть информационно-методических центров.

«Центры профориентации должны быть, – уверен Александр Молчанов из Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования, отвечающего за данное направление. – Раньше подготовкой к выбору профессии занимались на всех уровнях, начиная с младшей школы и заканчивая высшей ступенью образования. Сейчас мы ведем речь хотя бы об отборе тех детей, которые могли бы пополнить колледжи, а потом ряды специалистов со средним специальным образованием.

Мы создали типовую модель информационно-методического центра, отработали механизмы взаимодействия со школами, была сформирована технологическая инфраструктура. Имеются компьютерные кабинеты; мобильные классы, позволяющие проводить психологическое тестирование; так называемые электронные киоски для самоопределения учащихся, где они могут выяснить, в каком колледже каких специалистов готовят, увидеть заработную плату, ознакомиться с визитной карточкой учебного заведения. Кстати, во время подготовительной работы удалось выявить, что на сайтах колледжей информация обновляется недостаточно часто или представлены данные, вовсе не нужные абитуриенту».

Также в ИАЦ была разработана система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Ее назначение – помощь выбора будущей профессии учащимся образовательных учреждений Москвы.

Войти в систему можно будет с портала «Профессионального образования» Департамента образования города Москвы по адресу http://www.profedu.ru (раздел «Образовательный процесс»).

Посетители сайта найдут здесь:

  • Методики исследования свойств личности, профессиональных предпочтений, основных способностей, психофизиологических характеристик. Результаты подвергаются различным видам анализа, включая групповую и статистическую обработку.

  • Профессиограммы популярных профессий с возможностью расчета пригодности учащегося, текстовые описания занятий разного рода, графическое представление совместимости, ранжирование профессий по пригодности.

  • Отчеты о работе психологов-профконсультантов и учащихся, необходимые для управления учебным процессом; обмен данными, совместимый с другими системами, функционирующими в информационной инфраструктуре системы образования города.

  • Бланковые и игровые методики с моментальным расчетом результатов и подробной графической и текстовой интерпретацией (своя – для учеников, отдельная – для психологов).

  • Вакансии от предприятий и служб занятости.

Система позволяет проводить:

  • групповые занятия с участием психолога;

  • индивидуальные уроки дома.

Более детально содержание разделов сайта представлено в таблице.

Таблица

Обзор системы профориентации и психологического тестирования

Название раздела

Содержание

Анкета

Полная информация о пользователе (его психологический портрет, профпригодность и другие данные, введенные самим школьником, а также сформированные в результате тестирования)

Персональные данные

Можно отредактировать личную информацию (такую, как ФИО, название учебного заведения), загрузить фотографию

Психологический портрет

Описание психологического портрета, если испытуемый проходил тестирование в системе

Профессиограммы

В разделе идет просмотр профессиональных предпочтений пользователя, выявленных при прохождении тестов. Результаты выводятся в виде таблицы, которая содержит перечень основных профессий и значение пригодности (в процентах) для конкретного человека

Вакансии

Таблица с имеющимися вакансиями и значением профессиональной пригодности пользователя

Хронические заболевания

Содержит информацию о заболеваниях

Вопросы профконсультанту

Раздел позволяет задать психологу-консультанту интересующие вопросы и получить ответы на них

Вопросы профконсультанта

Профконсультант направляет возникшие у него вопросы

Профориентация

Группа тестов на определение профессионального типа личности

Способности

После прохождения тестов этой группы пользователь получит характеристику основных показателей своих способностей

Свойства личности

Группа тестов, позволяющих сформировать психологические портрет пользователя

Результаты

Итоги пройденных тестов

В заключение круглого стола было замечено, что разработка системы профориентации учащихся – в самом начале пути. В рамках резолюции информационно-аналитическому центру совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом и Научно-исследовательским институтом развития профессионального образования было предложено начать разработку систему информационной и методической поддержки для специалистов, ведущих профориентационную работу с учащимися.

А сотрудничество с городскими центрами занятости должно привести к разработке дистанционных учебных курсов, в том числе по ранней профессиональной ориентации учащихся, поддержке карьер, и размещению их в открытом доступе в Единой системе дистаницонного обучения.

И, наконец, созданным информационно-методическим центрам предлагается теснее взаимодействовать с рынком труда (организациями, предприятиями, кадровыми службами, центрами занятости и т.д.).

В гладиаторы б пошел, пусть меня научат

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях и знания четырех арифметических действий.

Тогда же в Китае существовала широко распространенная профессия правительственного чиновника. Соответственно, и здесь появились первые элементы профотбора. Молодые люди, осмелившиеся держать государственные экзамены на эту должность, погружались в атмосферу торжественности. Церемония эта в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему испытания нередко давал сам император, он же проводил проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Другие примеры дает нам история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме отбирались и обучались гладиаторы.

Эти данные, наверное, правильнее рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.

Именно в это время определилась практическая потребность в обучении рабочей силы и распределении людей на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными способностями. Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон.

В январе 1908 года в г. Бостоне (США) начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам. Деятельность бюро и принято считать началом профориентации.

Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное знакомство со способностями школьников. Бюро вело работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Этот опыт широко распространился в Америке, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

Бюро руководствовалось следующими положениями: по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору; профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай; никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта; молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу; выбор протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего.

Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Мюнстерберг. По заказу телефонной кампании он изучал пригодность кандидатов на профессию телефонистки. Телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, то есть каждые 10 секунд соединять абонентов, для чего необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы, что было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникли рекомендации по профотбору кандидатов по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.

Первая мировая война вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности. В США был создан вариант теста, оценивающего пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания и результаты хранились в тайне.

По материалам revolution.allbest.ru

 

Рейтинг@Mail.ru