Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Курсы повышения квалификации

Организация сетевого профильного обучения. Лекция 6

Учебный план

Номер газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Сетевое профильное обучение

18

Лекция 2. Феномен «сети» в современном научно-педагогическом знании

19

Лекция 3. Стратегии реализации профильного обучения

20

Лекция 4. Алгоритм создания сети профильного обучения
Контрольная работа № 1.

21

Лекция 5. Сетевой учебный план

22

Лекция 6. Нормативно-правовые основы сетевого обучения. Управление сетью профильного обучения
Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Социальные эффекты

24

Лекция 8. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Образовательные эффекты

Итоговая работа

Лекция 6

Нормативно-правовые основы сетевого обучения.Управление сетью профильного обучения

В перечисленных ниже нормативных и концептуальных документах закреплены базовые основания и заложены организационные принципы реализации профильного обучения:

– Федеральный Закон «Об образовании» (в ред. ФЗ № 12-ФЗ от 13.01.1996, № 144-ФЗ от 16.11.1997, № 102-ФЗ от 20.07.2000, № 122-ФЗ от 07.08.2000, № 20-ФЗ от 13.02.2002, № 31-ФЗ от 21.03.2002, № 71-ФЗ от 25.06.2002, № 112-ФЗ от 25.07.2002, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000, ФЗ № 150-ФЗ от 27.12.2000, № 194-ФЗ от 30.12.2001).

– Федеральная программа развития образования на 2006–2010 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ № 803 от 23.12.2005).

– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена приказом МО РФ № 393 от 11.02.2002).

– Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001).

– Концепция профильного обучения (утверждена приказом МО РФ №  2783 от 18.07.2002) // Профильное обучение: нормативные правовые документы. – М., 2006. С. 10–28.

– Базисный учебный план (утвержден приказом МО РФ № 322 от 09.02.1998).

– Базисный учебный план (утвержден приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004).

– Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 №  14-51-102/13).

– Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, разработанный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования № 21/12 от 23.12.2003; утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. / МО РФ. – М., 2004. – 266 с.)

Среди перечисленных выше документов впервые в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2006–2010 гг. особо акцентируется внимание на необходимости организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений. Внедрение моделей интегрированных ОУ, реализующих образовательные программы различных уровней, обеспечат адекватную реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства.

К важнейшим целевым индикаторам и показателям ФЦПРО относится также «удельный вес численности учащихся 9–11-х классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения».

Реализация идеи профильности старшей ступени школы ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Избрание школьником индивидуального образовательного маршрута осуществляется на основе Федерального базисного учебного плана. Принципы его построения для 10–11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Отдавая предпочтение различным сочетаниям базовых и профильных предметов, с учетом нормативов учебного времени, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый учащийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет школе широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных дисциплин, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба они имеют общеобразовательный характер, однако ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень призван формировать общую культуру и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, с проблемами социализации.

Профильный уровень выбирается с учетом личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и образовательных запросов школьников и их родителей (законных представителей), самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Элективные учебные предметы – обязательные дисциплины по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Они выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных дисциплин на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета до углубленного уровня;

3) удовлетворение познавательных интересов учащихся в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, законодательно закреплен приоритет интересов школьников в общем образовании. Образовательные системы ориентированы на создание условий для их максимально полного удовлетворения, обеспечение общедоступности и современного качества образования.

В представленных нормативных документах профильное обучение рассматривается как основной способ реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на старшей ступени общего образования, при этом выдвигается требование гибкости программ и их адаптированности к склонностям и способностям детей. Максимально удовлетворяет этому сетевой вариант профильного обучения.

Сетевое профильное обучение организуется для всех школьников на основе их самостоятельного выбора и дифференцируется в зависимости от интересов, склонностей, жизненных планов, в которых учебные возможности выступают одним из оснований для самоопределения. Именно поэтому при составлении индивидуальных образовательных программ следует ориентироваться не только на выполнение стандарта образования, но и на послешкольные планы учащихся.

На местном уровне в случае, когда сеть не является юридическим лицом, ее деятельность регулируют следующие нормативные документы:

  • Положение о сети профильного обучения, в котором отражается ее структура и состав, принципы организации, управление, подходы к финансированию и отчетности.

  • Договор на сетевое профильное обучение, который заключается между образовательным учреждением, учащимся и его родителями (законными представителями), пример такого документа приведен в Приложении 1. Он является основным локальным актом, регулирующим отношения Заказчика (учащегося) и сети профильного обучения.

  • Договоры между учреждениями дополнительного и профессионального образования с советом сети профильного обучения, в которых регламентируются отношения между отдельными учебными заведениями. В ситуации, когда сеть профильного обучения не является юридическим лицом, договорные отношения устанавливаются на уровне входящих в нее образовательных учреждений.

Сеть профильного обучения может быть организована как некоммерческое партнерство с образованием юридического лица. Этот вариант предпочтительнее в условиях действия механизма нормативного подушевого финансирования.

Основными внутренними документами, регулирующими деятельность сети, также являются Положение о сети (Приложение 2), Положение о совете сети, Положение о сетевых методических объединениях педагогов и другие локальные акты, касающиеся работы координатора сети, сетевых классных руководителей, сетевых педагогов.

Ограниченный объем лекции не позволяет представить образцы всех указанных документов.

Финансирование сети профильного обучения

В период реформирования образования вопрос финансирования сети достаточно сложен и решается в зависимости от нормативно-правовой базы, в рамках которой осуществляется деятельность образовательных учреждений.

По-видимому, идеальной нормативной базой для сети профильного обучения может стать нормативное подушевое финансирование (НПФ) ОУ и отраслевая система оплаты труда (ОСОТ). Допустима система договоров между образовательными учреждениями и передача часов на сетевое обучение вместе с финансированием на основе новых нормативов. Показателями отраслевой системы оплаты труда можно будет регулировать оплату сетевых педагогов с учетом трех основных направлений педагогической деятельности в условиях сети:

– инновационность;
– количество часов сетевого обучения;
– количество школьников в сетевом классе.

Сложнее решать вопросы финансирования сети профильного обучения, если эта система работает в прежних условиях по количеству классов-комплектов через централизованные бухгалтерии, когда оплата труда педагогов осуществляется путем тарификации.

В такой ситуации (в которой, кстати, достаточно успешно функционируют сети профильного обучения в Омской области), их финансирование осуществляется через централизованные бухгалтерии по количеству классов-комплектов. При этом число виртуальных классов-комплектов в сети профильного обучения такое же, как и при ее отсутствии.

К примеру, в сеть объединились 7 школ, которые имели 12 классов-комплектов. Если она работает по модели «4+2», то в рамках сетевого обучения формируется 12 виртуальных классов, и, таким образом, сетевое профильное обучение не требует дополнительного финансирования.

Обязательно нужно вводить дополнительную оплату труда сетевым менеджерам и педагогам, для чего используются ресурсы надтарифного фонда. Кроме того, муниципальные органы управления обычно находят дополнительные ресурсы для доплаты сотрудникам.

Оплата труда учителей осуществляется по фактически отработанным часам в сети профильного обучения. Тарификация проводится в том образовательном учреждении, где педагог трудится постоянно. Например, в Москаленском районе централизованная бухгалтерия осуществляет сетевую тарификацию, а данные для бухгалтерии предоставляет координатор сети профильного обучения.

В течение первых месяцев деятельности сетевого профильного обучения необходимо ежемесячно осуществлять «перетарификацию», так как школьники сетевых классов меняют индивидуальные образовательные маршруты, что может приводить к значительному изменению количества детей в сетевых классах-комплектах.

Управление сетью профильного обучения

Сеть профильного обучения представляет собой сложный социальный организм, и ее работа регулируется институализированными нормами деятельности социальной сети в рамках действующего законодательства.

Практика становления и функционирования сетей профильного обучения в Омском регионе показывает, что управление сетью эффективно осуществляется системой коллегиальных органов управления, которая включает:

– совет, состоящий из представителей образовательных учреждений, специалиста местного органа управления образованием, курирующего деятельность сети, представителя администрации муниципального образования;
– попечительский совет, состоящий из представителей общественности, родителей, бизнеса, власти, других заинтересованных сторон;
– совет учащихся;
– методический совет, состоящий из представителей сетевых методических объединений;
– методические объединения сетевых учителей-предметников.

Перспективные и стратегические вопросы развития и решения по вопросам функционирования сети обсуждаются и принимаются на конференции, куда направляют представителей ученической и родительской общественности от каждой из школ-участников, а также приглашают делегатов ключевых заинтересованных сторон.

Совет сети профильного обучения осуществляет тактическое управление и координацию деятельности на уровне сети и собирается 4–6 раз в год.

Попечительский совет – орган государственно-общественного управления, который рассматривает вопросы деятельности сети, вносит рекомендации и предложения, обеспечивает общественную поддержку сетевого обучения, является важным фактором обратной связи, осуществляет интерактивное взаимодействие с общественностью.

Совет учащихся также является органом государственно-общественного управления, содействующим обучению в сети на уровне школьного и межшкольного ученического самоуправления, вносит рекомендации и предложения, осуществляет взаимодействие с коллективами школьников по вопросам деятельности сети профильного обучения.

Методический совет управляет деятельностью сетевых методических объединений педагогов, разрабатывает сетевой учебный план, заботится о создании и внедрении образовательных программ элективных курсов и программ по профильным предметам, рассматривает вопросы введения новых методик обучения и оценивания, курирует мониторинг образовательных результатов.

Методические объединения сетевых учителей-предметников координируют преподавание по предмету для обеспечения реализации сетевого учебного плана и индивидуальных маршрутов учеников в соответствии со стандартом базового и профильного уровней и выбором элективных курсов. Одна из основных их функций – согласование рабочих учебно-тематических планов педагогов для обучения школьников на базовом и профильном уровнях с учетом элективных курсов.

Для обеспечения эффективной деятельности сети недостаточно коллегиальных органов управления. Оперативное управление осуществляет координатор и заместители директоров ОУ, курирующих сетевое обучение.

В каждом образовательном учреждении – участнике сети – вопросы управления, касающиеся сетевого обучения, решаются заместителем директора по сетевому обучению (по совместительству) – «сетевым завучем». Он координирует все направления, связанные с сетью профильного обучения в конкретном учреждении образования в рамках своей компетенции по собственной инициативе, либо выполняя рекомендации и распоряжения коллегиальных органов сети и координатора.

Его деятельность направлена на регулирование взаимодействия между участниками сети и помощь школьникам в разрешении проблемных ситуаций, организацию мониторинга и информационной кампании на уровне образовательного учреждения, анкетирования учащихся для выявления социального запроса, контроль за перемещением старшеклассников и т.п.

Ключевую роль в управлении играет координатор сети профильного обучения. Это администратор, своего рода исполнительный директор. Обычно такая должность либо официально вводится в штат органа управления образованием муниципалитета, либо соответствующие обязанности выполняет кто-то из сотрудников. В некоторых случаях, когда сеть не слишком велика (включает 3–5 школ, 150–200 школьников на параллели и около 20-ти сетевых педагогов), обязанности координатора выполняет заместитель директора ресурсного центра сети по совместительству.

К основным обязанностям координатора сетевого профильного обучения относятся:

– организация информационной кампании, включая индивидуальную работу с учащимися и их родителями (законными представителями);
– согласование и утверждение сетевого учебного плана;
– составление расписания сетевого профильного обучения;
– ведение документации (заключение договоров с ОУ, школьниками и родителями, подготовка приказов, положений и т.п., табели тарификации педагогов, сетевые журналы посещаемости и успеваемости, оформление результатов мониторинга сетевого обучения, подготовка материалов отчетов и т.п.);
– организация подвоза учащихся (для сельской местности);
– организация мониторинга сетевого обучения;
– контроль посещаемости занятий;
– организация профориентационной работы;
– комплектование виртуальных классов и групп школьников по предметам и элективным курсам;
– регулирование взаимодействия между участниками сети.

Безусловно, эта деятельность осуществляется координатором сети только при сотрудничестве с другими участниками сетевого профильного обучения и их поддержке: сетевых завучей, общественных органов управления, администрации образовательных учреждений-участников сети.

Конечно, интересы и цели различных участников сетевого образовательного процесса зачастую не совпадают. Отсюда возникает необходимость в создании так называемых «переговорных площадок», роль которых как раз призваны играть органы общественного управления различных уровней. Результатом переговорного взаимодействия считается выработка общей цели, согласование распределения полномочий и сфер ответственности между участниками управленческой деятельности.

Таким образом, управление сетью не является административно-иерархичным процессом, так как администрирование деятельности осуществляют координатор сети, сетевые завучи, руководство образовательных учреждений,

Ключевым здесь является вопрос не столько о формах органов управления, сколько о методах их работы: как воздействовать на деятельность всех участников сети, чтобы получить ожидаемый результат? Как оценивать результативность управленческих воздействий?

Учитывая сетевой характер отношений, считаем, что управление должно ориентироваться на расширение адаптационных возможностей системы сетевого профильного обучения, которые позволят ей обновляться и находить собственные пути развития.

Далее система совершенствуется с помощью обратных связей, которые управляют механизмами развития. Таким образом, управление сетью профильного обучения должно выстроить способы самоорганизации на основе принципов и подходов теории социальных сетей.

При этом ключевым моментом в становлении и институализации сети профильного обучения является формирование корпоративной этики как одного из главных инструментов самоорганизации. Это обеспечит внутренний контроль и корпоративную поддержку личных и профессиональных ценностей, распределение компетентности и права идентифицировать собственные интересы с интересами организации.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Какие новые функции управленца возникают при сетевой организации профильного обучения и должны быть закреплены в должностных обязанностях?
2. Согласны ли вы с утверждением, что наиболее эффективной будет система коллегиальных органов управления сетевой организацией профильного обучения?
3. Разработайте положение о сети профильной и предпрофильной подготовки учащихся для вашего муниципалитета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОГОВОР № __ на сетевое профильное обучение учащегося старшей школы

«_____» ____________ 200__г.

Совет сети профильного обучения учащихся в старшей школе, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора МУО МОСШ №  ___ __________, действующего на основании Положения о сети, с одной стороны, и родитель (законный представитель) учащегося _____________________________________________ , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель обязуется организовать обучение ______________ учени__ ___ кл. МСШ № __ по профильным предметам

  • ____________________________________ в объеме __ учебных часов в неделю педагогом ___________

  • ____________________________________ в объеме __ учебных часов в неделю педагогом _________

  • ____________________________________ в объеме __ учебных часов в неделю педагогом ____________

  • ____________________________________ в объеме __ учебных часов в неделю педагогом ____________ и элективным курсам по выбору не менее 210 часов в год с целью:

  • обеспечить подготовку учащихся к сдаче экзаменов (единый государственный экзамен, выпускной, вступительный);

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

1.2. Предусмотренные п.1.1. настоящего договора образовательные услуги оказываются Исполнителем ___________ учащемуся __ класса МОУ средней школы № _____.

1.3. Оказание предусмотренных настоящим договором образовательных услуг осуществляется Исполнителем в срок с ____________ по _______________.

2. Обязанности исполнителя

В соответствии с предметом настоящего договора Исполнитель обязуется:

2.1. Оказывать услуги в полном объеме, надлежащего качества и в сроки, определенные п.1.3. настоящего договора.

2.2. Организовать учебный процесс на базе всех учреждений, входящих в сеть профильного обучения, учащихся в старшей школе с использованием опыта лучших педагогов.

3. Обязанности Заказчика

В соответствии с предметом настоящего договора Заказчик обязуется:

Обеспечить регулярное посещение ___________________ учебных занятий и выполнение всех предусмотренных учебной программой заданий.

4. Заключительные положения

4.1. При разрешении вопросов, неурегулированных настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

4.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

4.3. Настоящий договор вступает в законную юридическую силу с момента подписания его сторонами.

5. Реквизиты и подписи сторон

Муниципальное учреждение образования

Заказчик: _________________________

(ФИО родителя полностью, дата рождения) ___________________________

(Индекс, адрес местожительства)

_________________________________

_________________________________

(Серия, номер паспорта, когда и кем выдан)

___________________________________

(Номер ИНН)

Подпись ____________ (___________)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проект

Положение
о сети профильной и предпрофильной подготовки учащихся школ р.п. Москаленки1

Общие положения

Данное положение основано на Федеральном Законе «Об образовании», Типовом положении об общеобразовательном учреждении, Концепции профильного обучения, Базисном учебном плане (утвержден приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004), Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования № 14-51-102/13 от 20.04.2004), Уставах учреждений образования и культуры райцентра.

Структура и состав сети

В состав сети предпрофильной и профильной подготовки входят учреждения:2

Организация профильного обучения

Сетевое профильное обучение организуется на основе свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов школьниками.

Для следующего учебного года они формируются ежегодно (в марте) и закрепляются договорами между советом сети профильного обучения и родителями учащихся с учетом кадровых и материальных возможностей школ.

Индивидуальные образовательные маршруты уточняются в начале учебного года.

Организация элективных курсов по выбору

Курсы по выбору определяются договором между советом сети профильного обучения, родителями и учащимися 9-х классов из общего проспекта элективных курсов3.

Проспект готовится на основе представленных педагогами учреждений образования сети к 1 марта и включает:

– название курса по выбору и его объем;
– краткую характеристику автора;
– краткую аннотацию к данному курсу.

Управление

Оперативное руководство сетью осуществляет совет, состоящий из представителей сетевых учреждений образования, специалиста органа управления образованием, во главе с представителем администрации муниципального образования.

Для рассмотрения представляемых сетевых образовательных программ создается методический совет из числа заместителей директоров учреждений сети, приглашаемых авторов программ и специалистов данного профиля. В компетенцию совета входят следующие вопросы:

– утверждение программ курсов по выбору после их рассмотрения на методсовете;
– изменения состава курсов по выбору в течение учебного года по четвертям.

Перспективные и стратегические вопросы деятельности сети профильного обучения обсуждаются и принимаются на конференции в составе: по одному делегату от каждого учреждения образования сети, по три ученика и по три представителя родительской общественности от каждой сетевой школы.

Финансирование

Средства на обучение школьников по индивидуальным образовательным маршрутам складываются из всей суммы часов, которые отводятся на работу с учащимися 9–11-х классов по всем учреждениям сети и перераспределяются в зависимости от объема утвержденных программ и числа детей на профильных предметах и элективных курсах.

Документация и отчетность

В каждом учреждении сети ведется журнал предпрофильной и профильной подготовки, где производится учет учебных часов и посещаемости всех курсов в соответствии с утвержденным объемом и числом учащихся, а также образовательные достижения школьников.

У каждого ребенка имеется портфолио, где фиксируются посещенные занятия по выбранным профильным предметам и курсам обучения согласно договору и индивидуальные успехи.

________________

1 В силу ограниченности объема лекции в Положении приведены только основные фрагменты документа.

2 Дается перечисление образовательных учреждений, входящих в сеть профильного обучения, включая общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, учебные заведения профессионального образования.

3 См. Приложение 1.

Рейтинг@Mail.ru