Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Проекты и исследования

Система оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности

В настоящее время в отечественной системе образования значительно вырос интерес не просто к организации проектной и исследовательской работы, а к содержанию образования, являющемуся как ее целью, так и средством...

Корни всякого открытия лежат далеко в глубине,
и, как волны, бьющиеся с разбега о берег,
много раз плещется человеческая мысль около подготовляемого открытия,
пока придет девятый вал.

В.И. Вернадский

В научной литературе существует множество формулировок, раскрывающих смысл термина «исследовательская культура». Так, Новгородский региональный центр развития образования предложил следующее определение: «Под исследовательской культурой мы понимаем знания, умения, навыки к осуществлению исследовательской деятельности и мировоззрение, позволяющее определять стратегию и тактику решения исследовательских задач теоретического и практического характера. В общей структуре исследовательской культуры можно выделить три инвариантных компонента: когнитивно-оценочный, операционально-деятельностный и ценностно-мотивационный. Сензитивным периодом для формирования и развития исследовательской культуры является старший школьный возраст»1.

Основываясь на данном постулате и преломляя его на культуру проектной деятельности учащихся, можно предположить, что она отличается рядом основных критериев, а именно: мотивацией, научным стилем мышления, информационной и технологической готовностью к исследованию, творческой активностью. Упомянутые условия характеризуют качества личности, от степени развития которых зависит успешность работы.

Объект исследования в данной публикации – система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся НОУ СОШ «Росинка». Предметом исследования является анализ практики применения системы оценки ее качества.

Внутришкольная система формирования культуры проектной и исследовательской деятельности состоит из:

– элективного курса (учебного предмета), обеспечивающего ее целенаправленное формирование;

– базовых и профильных учебных предметов, способствующих ее реализации;

– исследовательской деятельности и образовательных проектов как школьного компонента учебного плана;

– школьной конференции.

Важная роль в этом вопросе отводится системе оценки качества, состоящей из нескольких взаимосвязанных компонентов:

  • систематического мониторинга (соотнесенного с этапами циклограммы) процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности;

  • предварительной оценки проекта (исследования) учащегося экспертным советом школьного научного общества;

  • оценки защиты проектной (исследовательской) работы экспертным советом в ходе школьной конференции;

  • механизма обратной связи.

Мониторинг процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности, который реализуется в нашей школе на протяжении учебного года, является ведущим компонентом системы оценки качества. Как известно, первоначально термин «мониторинг» появился в социологии и экологии. В научно-педагогической литературе для определения сущности этого понятия используются различные определения.

Мониторинг – один из способов создания и использования новых механизмов и инструментов организации процесса проектной и исследовательской деятельности учащихся. В его ходе выстраивается не только характер развития исследования, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проекта.

Мониторинг – непрерывные контролирующие действия в системе «учитель–ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ребенка от незнания к знанию. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений, важнейшая часть и информационная база менеджмента.

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Его объектами выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни этой сферы, управления, те или иные аспекты деятельности, знания и т.д.

Цель: оптимизация процесса принятия решений по улучшению организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

– регулярный сбор и обработка информации, проведение системного и сравнительного анализов;

– определение состояния процесса организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью выработки перспективы;

– установление уровней овладения школьниками умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;

– информирование участников школьного научного общества о текущем состоянии дел;

– обеспечение открытости объективной информации о результатах;

– выработка эффективного инструмента устранения негативных явлений.

Лаборатория проектной и исследовательской деятельности НОУ СОШ «Росинка» рассматривает мониторинг как перспективное средство совершенствования своей работы. Он основывается на количественном и качественном анализе, по результатам которых определяются положительные и негативные тенденции.

Учителю необходимо помнить, что ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка, которая должна быть адекватной, справедливой и объективной. Проектная и исследовательская деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования ОУ, в котором она внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса. Это позволяет проводить мониторинг проектной и исследовательской деятельности на всех ее этапах, учитывать степень включенности участников, развитие их умений и навыков, разнообразить виды реализуемых проектов, наполнять учебный процесс новыми формами деятельности для его развития и совершенствования.

Полученные результаты на каждом этапе проектной и исследовательской деятельности (паспорт работы, ее композиция и структура, введение, глава 1 с выводами, паспорт главы 2, глава 2 с выводами, заключение и презентация) вносятся в единую базу данных. В течение учебного года она наполняется информацией, позволяя отслеживать, анализировать наиболее актуальные, результативные, творческие работы.

Мониторинг осуществляется в два этапа: предварительный и контрольный. На предварительном – проводится анализ результатов, определяются негативные явления, выявившиеся в ходе систематической защиты авторами части выполненной работы по проекту или исследованию на собраниях совета школьного научного общества (ШНО).

Для устранения негативных явлений применяется следующий инструментарий, составляющий основу мониторингового сервиса: индивидуальное и групповое консультирование авторов и руководителей проектов и исследований, организация семинаров для руководителей работ учащихся. На контрольном этапе фиксируются факты устранения негативных явлений, обнаруженных на предварительном этапе мониторинга.

Мониторинговый сервис предусматривает предоставление инструментария мониторинга качества условий, хода и результатов образовательного процесса; проведение мониторинговых исследований; экспертную оценку инструментария, организационной системы, процесса и результатов мониторинговых исследований.

Предварительная оценка проекта (исследования) устанавливает степень его соответствия критериям (нормам и правилам) оформления. Оценка защиты осуществляется непосредственно в ходе проведения школьной конференции проектных и исследовательских работ и позволяет, с одной стороны, публично защитить итоговые результаты учебных исследований, с другой – продемонстрировать уровень сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Предварительная оценка проекта и оценка его защиты – это элементы научно-методического аудита, который предполагает экспертизу проектов научно-прикладных исследований; процесса и результатов научно-исследовательской работы образовательных учреждений; рецензирование и редактирование методических сборников, учебных пособий и т. д.

В состав экспертного совета школьной конференции, прошедшей в январе 2009 г., входили педагогические работники нашего учебного заведения, преподаватели МПГУ, родители учащихся. Следует отметить, что одной из задач школьного научного общества является всестороннее развитие личности ребенка. Поэтому в осуществлении проектной и исследовательской деятельности школы должны быть заинтересованы все: ученики и их родители, педагоги и ученые.

Применение механизма обратной связи – анкетирование авторов и руководителей проектов и исследований необходимо для анализа и совершенствования процесса.

В ходе опроса респонденты проводят самооценку, оценивают работу совета школьного научного общества по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также предлагают меры по ее улучшению. Система, состоящая из вышеперечисленных компонентов, имеет практическую цель – выявить уровень научной культуры ученика. Лаборатория проектной и исследовательской деятельности и ШНО определяют три степени овладения школьниками проектной и исследовательской деятельностью: базовый, продуктивный, творческий.

Идентификация учащихся в соответствии с ними указывает индивидуальный вектор развития и корректирует работу ШНО. Рассмотрим данные уровни.

1. Базовый

Авторы проектов (исследований):

– владеют навыками по определению темы, цели и задач, формулированию гипотезы и планированию работы;

– имеют выработанные представления о композиции и структуре, виде продукта проектной работы;

– обладают умениями применять теоретические методы, элементы экспериментального исследования;

– умеют правильно описывать источники информации и составлять тезисы;

– имеют навыки по написанию доклада для защиты проекта и созданию презентации;

Степень включенности учащегося в исследование не превышает 50%.

2. Продуктивный

Авторы проектов (исследований):

– уверенно владеют умениями и навыками, соответствующими базовому уровню;

– разрабатывают проекты с обязательным применением методов экспериментального исследования и последующей апробацией его результатов;

– имеют выработанные представления о составлении паспорта исследовательской части работы;

– обладают устойчивым умением создания презентации проектной работы в формате «Power Point» и составления защитной речи, а также ведения дискуссии по теме своего исследования.

Степень самостоятельности учащегося при реализации задач проекта составляет примерно 70%.

3. Творческий

Авторы проектов (исследований):

– уверенно владеют умениями и навыками, соответствующими продуктивному уровню;

– имеют навыки применения методов экспериментального исследования (лабораторный эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.);

– демонстрируют высокую степень самостоятельности в вопросах постановки проблемы исследования, выдвижения и проверки гипотезы, формулирования цели и задач, поиска, анализа и обработки информации, составления паспорта исследовательской части работы, применения теоретических, эмпирических и математических методов, измерений, обработки и глубокого анализа данных экспериментального исследования.

Для демонстрации механизма и объективности применения в образовательном учреждении системы оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности можно использовать гистограммы (например, «Количественный анализ процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности в школе» и «Качественный анализ процесса осуществления проектной и исследовательской деятельности»), а также рекомендуется заполнить таблицы 1 и 2. Предлагаемые гистограммы и таблицы могут быть как дополнены, так и изменены в конкретном учебном заведении.

Таблица 1

Интегрированная оценка проектной (или исследовательской) работы

Фамилия, имя, класс автора работы

Тема

ФИО руководителя

Самооценка

Оценка руководителя

Участие в конкурсах, конференциях (результаты)

Оценка преподавателя элективного курса

 

 Таблица 2

Критерии оценки уровней сформированности культуры проектной и исследовательской деятельности

Фамилия, имя, класс автора работы

Тема

ФИО руководителя

Уровни (творческий, продуктивный, базовый)

В заключение следует отметить одну положительную тенденцию: в нашей стране повсеместно проводятся региональные конференции и конкурсы, на основе которых развиваются современные традиции проектной и исследовательской деятельности учащихся, экспертные сообщества педагогов и ученых, способных осуществлять как научную экспертизу ученических работ, так и квалифицированное руководство ими. В качестве примера может быть представлена конференция исследовательских и проектных работ учащихся негосударственных и государственных образовательных учреждений «Думай глобально – действуй локально», проводимая на базе НОУ СОШ «Росинка», являющейся экспериментальной площадкой МПГУ.

Такие мероприятия являются мощным средством популяризации научных знаний, результативным способом вовлечения школьников в исследования.

В течение нескольких лет лаборатория проектной и исследовательской деятельности и школьное научное общество НОУ СОШ «Росинка» ведут активную работу по устранению дефицита нормативной и инструктивной базы дидактических и методических документов. Руководит этим процессом научный консультант школы, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ Сергей Георгиевич Воровщиков.

Значительным прорывом является монография директора НОУ СОШ «Росинка» Марины Михайловны Новожиловой «Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения», опубликованная в 2009 г.2 В ней приводятся реальные управленческие документы. Внутришкольная система формирования культуры исследовательской деятельности старшеклассников представляется как целостная совокупность содержания, методов и форм общешкольной организации совместной деятельности педагогов и учащихся по овладению системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование.

Сегодня в нашем образовательном учреждении ведется планомерная работа по совершенствованию целостной системы формирования культуры проектной и исследовательской деятельности, содержащей все ее компоненты:

– циклограмму работы над проектом (исследованием);

– преподавание элективного курса (учебного предмета), обеспечивающего методическое сопровождение проектной и исследовательской работы;

– систему оценки качества проектной и исследовательской деятельности;

– проведение школьной конференции.

Дальнейшая перспектива улучшения системы оценки качества предполагает конкретизацию внутришкольной нормативной, инструктивной и методической базы организации проектов и исследований и образовательных проектов как школьного компонента учебного плана; наполнение спектра услуг, составляющих мониторинговый сервис; расширение управленческо-методического сопровождения школьной конференции проектных и исследовательских работ учащихся.

_____________

1 Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников / Авт.-сост. И.И. Белова, С.М. Гетманцева, Ю.Н. Гребенникова, О.А. Гущина. – Великий Новгород, 2002.

2 Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения /Под научной ред. С.Г. Воровщикова. – М.:МПГУ, 2009.

В материале использованы фотографии   с конференции проектных и исследовательских работ учащихся ОУ России  «Думай глобально –   действуй локально».

Рейтинг@Mail.ru