Головаха Е.И., Кроник А.А.
Психологическое время личности/2-е изд., испр. и
дополн.
М.: Смысл, 2008
…Мера жизни не в ее длительности, а в
том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да
пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь.
Ваша воля, а не количество прожитых лет
определяет продолжительность вашей жизни.
(Монтень)
|
Каков объем психологических
знаний, необходимых педагогу? Дискуссии об этом
ведутся постоянно. Между тем, сама постановка
вопроса предполагает, что они могут быть как
необходимыми, так и избыточными. В этой связи
будет нелишне обратить внимание на сведения,
которые непосредственно не касаются организации
учебного процесса, школьной неуспеваемости и
т.п., но составляют то, что называется
психологической культурой.
Книга, о которой идет речь, помогает
разобраться в таких сложных вопросах, как
психологическое время и психологический возраст
личности, влияние отношения к настоящему и
прошлому на наше восприятие будущего.
Издание рассчитано на практикующих
психологов, занятых оказанием консультативной и
психотерапевтической помощи человеку в
осмыслении и решении им личных проблем. Однако
кому из нас не хочется научиться организовывать
свое бытие так, чтобы не возникало ощущения зря
прожитых дней. Авторы убедительно показывают,
что отношение человека к настоящему и тем более
будущему зависит от наполненности жизни
значимыми событиями.
Сказанное можно перевести на «школьный»
язык. Директор и его заместители, а также
учителя-предметники и классные руководители
составляют план работы, включая в него
мероприятия, которые впоследствии займут
достойное место в отчете о сделанном за год. Но
этого недостаточно. Необходимо посмотреть на эти
же мероприятия глазами учеников. Содержание
учебных занятий, классных часов и школьных
праздников влияет на то, как дети относятся к
школе, захотят ли продолжить в ней обучение,
будут ли впоследствии вспоминать о школьных
годах как самых хороших или, наоборот,
испортивших им все существование.
Психологический возраст часто не
совпадает с паспортным, и можно в 25 лет быть
стариком, а в 80 – юношей. Чтобы объяснить эти
явления, авторы создали специальную теорию –
причинно-целевую концепцию психологического
времени и в качестве единицы его анализа и
измерения выделили устанавливаемую человеком
связь между отдельными событиями. В книге
приводятся данные о том, что значимость
отдельного события для личности определяется
связями с другими, по отношению к которым оно
выступает как следствие или причина.
Реальный жизненный путь обусловлен
множеством объективных и субъективных факторов,
к числу последних относится и индивидуальное его
восприятие. Активное отношение к собственной
жизни – надежный способ психовозрастной
саморегуляции, который помогает отодвинуть
наступление психологической старости.
Уставший от переживаний по поводу
ошибочно выбранной профессии педагог не только
сам чувствует себя несчастным и не верит в
возможность богатой позитивными событиями
жизни, но и заражает своим настроением коллег и
детей. Наивно надеяться, что руководителю по
силам изменить мировосприятие своих
подчиненных, но показать учителям последствия
пессимистического отношения к действительности
– его прямая обязанность, составляющая часть
психологической культуры.
В заключение хочется обратить внимание
на помещенное в конце книги «Приложение», где
описана методика, позволяющая определить свой
психологический возраст. На основании
полученных результатов можно сделать выводы на
будущее, памятуя о том, что человек есть творец
своей жизни.
Психологическая служба в современном
образовании / под ред. И.В. Дубровиной.
СПб.: Питер, 2009
Главное, чтобы человек
прожил свое детство и юность полноценно с точки
зрения психического развития.
|
Психологическая служба
образования в нашей стране отметила 20-летний
юбилей, но положение психолога в школе остается
недостаточно определенным, если не сказать
противоречивым. С одной стороны, во многих
учебных заведениях такой специалист работает, с
другой – непонятно, что входит в его
профессиональные обязанности и чего от него
следует ждать. В результате, к сожалению,
встречаются образовательные учреждения, где
психолог только числится, а его присутствия не
замечают ни педагоги, ни дети.
Очевидно, требуется немалое время, чтобы
решить накопившиеся содержательные и
организационные вопросы психологической службы
образования, но рассказать об имеющемся опыте
можно уже сейчас.
Поэтому возникла необходимость в
издании, предназначенном для взрослых
участников образовательного процесса, с тем
чтобы показать обобщенный взгляд на проблему
психологического обеспечения образования и
познакомить с типами взаимодействия психолога с
учителями, классными руководителями,
социальными педагогами, руководством школы.
Представляемая книга отвечает этим требованиям
и потому может быть адресована всем без
исключения специалистам, занятым в образовании,
независимо от вида образовательного
учреждения – государственного или частного,
дошкольного или школьного, городского или
сельского и т.п.
На обложку вынесено четыре вопроса
относительно работы психолога, ответы на которые
содержатся в «Рабочей книге для специалистов в
области психологической службы
образования» – именно таким подзаголовком
снабжено издание.
Вопрос «Как ее понимать?»
предполагает получение ответа, понятного не
только самому психологу, но и окружающим его
людям, которые надеются либо на его
профессиональную помощь, либо на продуктивное
общение. Общее положение о направленности работы
психолога на сохранение и укрепление
психического и психологического здоровья детей
получило в книге конкретное развитие.
Ответ на вопрос «Как ее
структурировать?» имеет отношение, прежде
всего, к тем сотрудникам, которые организуют
работу психологической службы в зависимости от
конкретных образовательных условий – типа
учебного учреждения, численности и контингента
детей, штата психологов. Однако при планировании
своей деятельности нельзя не считаться с
пожеланиями школьной администрации, педагогов и
родителей.
Понятно, что для директоров школ и их
заместителей принципиально важным является
вопрос «Как ею управлять?». Причем следует
иметь в виду, что эффективное управление –
результат не только продуманных действий
администрации, но и координации совместных
усилий руководителя и психолога. Если в задачи
последнего входит создание благоприятного
психологического климата в школьном коллективе,
то от директора зависит, готов ли он
присушиваться к рекомендациям специалиста и
способствовать его включению в образовательный
процесс.
Наконец последний вопрос «Как ее
осуществлять?» рассчитан, конечно, на
психологов, но при этом не следует забывать, что
они существуют не независимо от школы, а внутри
нее, и если учебное заведение без
вспомогательного персонала худо-бедно жить
может, то практический психолог без практики нет.
В этой связи главной его задачей является
построение работы таким образом, чтобы
окружающие – педагоги, дети, родители –
почувствовали, что с психологом в школе лучше,
чем без него.
|